Go to english version

Италия (1907-1914)

Прослушать запись аудиоэкскурсии №2

Еще во время учебы в Москве Эрьзя ходил в мастерскую популярного в то время скульптора Паоло Трубецкого, который привнес в русскую пластику черты актуального тогда  импрессионизма, сделав произведения скульптуры словно «дышащими», вибрирующими, трепетными… Эта подача материала была очень близка начинающим скульпторам, уставшим от господствовавшего до этого времени академического искусства. Эрьзя был одним из тех, кому творчество Трубецкого было необходимо как глоток свежего воздуха, как вектор, определивший пути его творческого поиска. Через работы Трубецкого Эрьзя невольно приобщился к новой для него пластической традиции – итальянской, с которой он будет связан в последующий период.

Современная итальянская скульптура, а также знакомство с высокой классикой через непосредственное созерцание  шедевров мирового искусства в музеях и галереях Италии стали важной вехой на пути становления собственной манеры и стиля молодого русского скульптора.

Но обо всем по порядку. Будучи студентом московского училища Эрьзя знакомится с популярным фотографом из Италии Даниэлле Тинелли, который долго жил в России, фотографировал царскую семью, много ездил по городам этой столь полюбившейся ему страны. Тинелли помимо своей увлеченности фотографией был еще и известным меценатом, коллекционером, знатоком искусства. На его родине осталась большая семья, проживавшая на вилле у озера Лаго-Маджоре, а также – великолепное собрание произведений, которым он очень гордился и дорожил. Но у Тинелли была восприимчивая душа и большое сердце, а также настоящее чутье на молодые дарования. Так, в поле его интересов еще в Москве попал начинающий свой путь в искусстве талантливый паренек, плохо говорящий по-русски, но чрезвычайно упрямый по характеру и упорный, даже неистовый в труде.

Он начинает приглашать его в свое роскошно обставленное московское фотоателье, рассказывать об удивительной стране Италии, ее богатствах и красотах, и строить перед впечатлительным юношей заманчивые перспективы. Приглашает его посетить этот благословенный край, прикоснуться к самому живительному для каждого русского художника источнику – искусству античного Рима и эпохи Возрождения, увидеть Флоренцию, Милан, Неаполь, Ватикан… И Эрьзя, зачарованный рассказами своего итальянского друга, недолго думая решает ехать в Италию. Не окончив последний курс училища, не имея средств, а лишь в надежде на собственные силы, он выезжает в Милан, далее следуя на виллу в Лаго Маджоре, где его уже ожидает Тинелли. Дни и месяцы, проведенные в его компании, поездки по городам Италии, общение с художниками, посещение знаменитых музеев и палаццо сделали свое дело – жаждущий нового Эрьзя ощутил мощный импульс творить, запершись в мастерской, где из-под его резца были готовы появляться на свет прекрасные образы.

Но стиль жизни, присущий его другу – столь ценимая итальянцами «долче вита», (в которой, к слову сказать, им нет равных), веселые вечеринки, сиесты, бесконечные гости и визиты, к которым вначале Тинелли приобщал и молодого Эрьзю, быстро тому наскучили. Он начал тяготиться праздностью своего существования, видя, как утекает драгоценное время, боясь расплескать накопленный бесценный запас увиденного. Более того, родня Тинелли начала ревновать его к молодому русскому компаньону, которому он уделял столько времени и средств, словно тот был его родной сын.

Они стали считать того чуть ли не реальным претендентом на наследство Тинелли. Все эти обстоятельства однажды довели Эрьзю до мысли бросить жизнь на вилле и продолжить собственный путь. Что он и сделал, в одночасье сбежав от своего итальянского благодетеля в Милан, где с головой окунулся в иную жизнь, полную лишений и проблем. Но, даже голодая и трясясь от пронизывающего холода в старом ветхом сарае, который он снял под мастерскую, Эрьзя чувствовал себя более счастливым, нежели на роскошной вилле, где у него было все, но где он был лишен главного – возможности творить!

Работая как одержимый, Эрьзя быстро наверстал упущенное время, приобрел отличную профессиональную форму, начал работу над серьезными произведениями. И результат не заставил себя долго ждать. Уже в 1909 году он участвует на самой престижной выставке в Европе – Венецианской биеннале, где экспонирует свою первую по-настоящему самостоятельную скульптуру  «Последняя ночь осужденного перед казнью», которая стала сенсацией выставки! Автор буквально проснулся знаменитым – о нем начинают писать в европейской прессе, его фотографии публикуют итальянские, французские, русские газеты. А авторитетнейший художественный критик из Ломбардии Уго Неббиа посвящает ему отдельную статью с самыми лестными отзывами. Это был первый настоящий успех! Далее Эрьзя участвует на выставке в Милане, его мастерская наполнена работами, он готов и дальше покорять Европу! Русский скульптор был благодарен Италии, с которой началось его восхождение к вершинам искусства, где он впервые ощутил себя настоящим художником, уже не просто начинающим, а равным среди равных!

Но следуя своей путеводной звезде, вскоре он покидает Милан и продолжает свой путь во Францию, где проводит несколько счастливых лет, наполненных творчеством и любовью.
И все же Италия навсегда остается для него «землей обетованной», куда он с радостью возвращается в 1914 году, чтобы подняться на еще одну ступень в постижении мастерства. Теперь уже цель его преодоления – камень, знаменитый каррарский мрамор, предмет вожделения всех скульпторов мира, начиная с античных времен. Эрьзя выдерживает и этот невероятно трудный экзамен. Приехав в Каррару, он живет и работает в самой мекке мрамора, сам добывает материал в копях, сам обрабатывает его, превращая в удивительные фигуры и портреты, достойные одобрения и восхищения местных видавших виды мастеров! Но в самом начале, когда он еще не был никому известен в Карраре и сидел без денег, то как-то расплатился с хозяином квартиры в пансионе, где проживал,  фигуркой собачки, которую выполнил из белого, как сахар, куска мрамора. Собачка до сих пор бережно хранится в семье владельца пансиона, а на его фасаде красуется памятная доска в честь пребывания в Карраре русского скульптора, которую благодарные итальянцы сами изготовили из столь любимого Эрьзей камня.

Здание бывшего пансиона Гарибальди сохранилось по сей день – оно находится в самом центре Каррары на пересечении старых улочек, ручейками сбегающими с белоснежных гор.
Эрьзя быстро стал популярным скульптором-мраморщиком, ему почти сразу начали поступать заказы, но он уходил в свою мастерскую, чтобы творить там «для души». Названия его каррарских работ  впечатляет. Одна только «Энергия» чего стоит! Снова мотив преодоления, борьбы, протеста!

Частичка души Эрьзи навсегда осталась в Италии. Как и его работы. Расскажем историю одной из них. Она произошла в 1914 году в местечке Феццано близ города Ла Специи. Проживавший там на своей вилле русский эмигрант Александр Амфитеаторов познакомился, а потом и вовсе подружился с русским скульптором Эрьзей. И желая помочь ему с деньгами, сделал заказ – создать для местного прихода фигуру Иоанна Крестителя для надвратной ниши у входа в собор. Освященная 14 марта 1914 года статуя Крестителя скоро стала особо почитаемой местными прихожанами. Они, всякий раз подходя к собору, простодушно здоровались с ним как со своим соседом или знакомым, приподнимая шляпы: «Бонджорно, Сан Джованни Баттиста!»

Но со временем статуя стала ветшать, а в 1960-е годы и вовсе была демонтирована и поставлена  в сарай, где хранили церковную утварь. Об Иоанне Крестителе, созданном русским скульптором, на время забыли. В 2005 году при инвентаризации статую обнаружили и, когда смахнули вековую пыль с пьедестала, проступила полустёртая подпись кириллицей «Эрьзя». Тут старожилы и вспомнили историю про русского скульптора, почти столетие назад создавшего «Крестителя». Но произведение находилось в очень плохой сохранности и требовалось срочное вмешательство реставраторов. Восстановление статуи было осуществлено  профессором из Флоренции Даниэле Анжелотто на средства международного фонда Эрьзи. Так в мир вернулась еще одна  популярная в свое время, но впоследствии изрядно подзабытая итальянская работа русского скульптора. После реставрации оригинал был возвращен в собор, но не на прежнее место (в нише над входом). И теперь всякий может, как и раньше, воочию поприветствовать святого, но только зайдя вовнутрь, справа от входа…

Вот какие сюрпризы время от времени преподносит нам Италия,  и хотя, на все, как говорится, воля Божья! Все же нам думается, что без самого Эрьзи тут тоже не обошлось…

Italy (1907-1914)

While being a student in Moscow, Erzia visited the workshop of Paolo Trubetskoy, a popular sculptor at the time who introduced in Russian plastics the impressionistic features that were relevant then, while making the works of sculpture as if breathing, vibrating, trembling…Such presentation of material was very close to beginner sculptors bored with academic art prevailing at the time. Erzia was one of those for whom Trubetskoy’s creativity was necessary as a breach of fresh air, as a vector determining his creative journey. Through Trubetskoy’s works Erzia became unintentionally involved with the new for him Italian plastic tradition he will be linked to subsequently.

Modern Italian sculpture and getting to know the High Classical Period through direct contemplation of world art masterpieces in museums and galleries of Italy were an important milestone on the way to forming the individual creative manner and style of the young Russian sculptor.

But first things first. A student of the Moscow School, Erzia meets a popular photographer from Italy Danielle Tinelli who long lived in Russia, taken pictures of the royal family, traveled a lot around cities of this country so beloved by him. Apart from his passion for photography, Tinelli was also a well-known patron of art, collector, and connoisseur of art. In his homeland, where his big family stayed living in a villa near the lake of Lago Maggiore, he also had an impressive art collection which he was very proud of and cherished. But Tinelli has a receptive soul and big heart as well as genuine sense of young talents. Thus, yet in Moscow, he noticed the talented boy beginning his journey in art, speaking bad Russian but extremely stubborn by nature, hardworking and even violent in his work.

He begins to invite him to his luxuriously furnished photo studio in Moscow, tell about an amazing country – Italy, its wealth and beauty, and describe exiting prospects to the impressionable young man. He invites him to visit this blessed land, to touch a source being the most invigorating for every Russian artist that is Ancient Roma and Renaissance art, and see Florence, Milan, Naples, Vatican. And Erzia enchanted by his Italian friend’s stories, without thinking twice decides to go to Italy. Not having finished the last year in the School, not having enough money but relying to himself only he leaves for Milan and then reaches the villa at Lago Maggiore where Tinelli was waiting for him. Days and months spent with him, traveling around Italian cities, communicating with artists, visiting famous museums and palaces have done their job, and Erzia being impatient for everything new felt a powerful impulse to create, locked in the workshop where beautiful images were ready to be born by his chisel.

However the way of life actual for his friend – “Dolche Vita” so much appreciated by Italians (in which by the way they have no equal), fun parties, siestas, endless guests and visits to which Tinelli initially tried to accustom young Erzia quickly bored him. He starts to feel uneasy about the idleness of his life watching his precious time passing by and fearing to dissipate his accumulated invaluable experience. Moreover, Tinelli’s relatives became jealous of the young Russian partner to whom Tinelli gave so much attention and funds as if he were Tinelli’s own son.

They started looking at him as almost a real contender for Tinelli’s inheritance. One day all these circumstances gave Erzia an idea to abandon the villa and continue his own path. That is what he did by running away in a single day from his Italian benefactor to Milan where he plunged headlong into a different life that was full of deprivation and problems. But even starving and shivering with bitter cold in a dilapidated shed which he rented as a workshop, Erzia felt happier than at a luxurious villa where had everything except for the most important thing – the opportunity to create!

Obsessed with work, Erzia has quickly made up for the lost time, got in an excellent professional shape and started serious work. And the result didn’t take long. As early as in 1909, he participates in the most prestigious exhibition in Europe – the Venice Biennale, where he shows his first really individual sculpture “The Condemned Person’s last Night Before Execution” which were a sensation of the exhibition! The author actually woke up famous – the European press begins to write about him, his pictures are published by Italian, French, Russian newspapers. And the most influential art critic from Lombardy Ugo Nebbia writes a separate article about him with the most favorable reviews. It was his first real success!
Subsequently Erzia participates in an exhibition in Milan, his workshop is full of works and he is ready to continue conquering Europe! The Russian sculptor was grateful to Italy wherefrom his ascension to the top of art had begun, and where he for the first time had felt as a real artist, not just a beginner, but rather equal among equals!

But followed by his guiding star, he soon leaves Milan and continues his way to France where he spends a few happy years full of creativity and love.
Yet, Italy has forever stayed with him as a “promised land” where he was happy to return in 1914 in order to get to the next level of his mastering. Now his purpose of overcoming is stone, famous Carrara marble that has been the object of desire for all sculptors of the world since ancient times.  Erzia was able to pass this incredibly difficult exam. Arriving in Carrara he lives and works in Makkah of marble, mines the material himself, processes it himself converting into amazing figures and portraits commendable and admirable by local wordly-wise masters! But at the very beginning, when he was not known to anyone in Carrara and was short of money he once gave as the payment of the rent to the host of a guest hose where he lived a dog figure made by him of marble white as a lump of sugar. The dog is still carefully preserved by the host’s family and the façade of the guest house is now decorated with a memorial plaque in the honor of the Russian sculptor’s stay in Carrara which was made by grateful Italians of the stone so loved by Erzia.

The building of the former Garibaldi’s guest house has survived to this day- it is located in the centre of Carrara at the intersection of old streets running down from snow-while mountains as streamlets.
Erzia quickly became a popular sculptor and marble-cutter and he started getting orders but used to go to his workshop in order to work for his own pleasure there. The names of his Carrara works sound impressive. That only is “the Energy”! Again he uses the theme of overcoming, struggle, protest!

A part of Erzia’s soul has forever stayed in Italy. Just as his works have. We’ll tell a story about one of them. It took place in 1914 at a place called Fezzano near the town of La Spezia. Aleksandr Amfiteatrov, a Russian emigrant who lived there in his villa met and eventually made friends with the Russian sculptor Erzia. And in an effort to help him with money, he ordered to make for the local church parish St John the Baptist’s figure for the over-gate hovel near the entrance to the church. Consecrated on March 14, 1914, the Baptist’s statue was particularly revered by local parishioners. Every time approaching the church, they greeted it innocently as if it were their neighbor or friend, by raising their hats: “Buongiorno, San Giovanni Battista!”

But over time, the statute began to decay and eventually in 1960 it was dismantled and placed in a shed where church utensils were kept. St John the Baptist created by the Russian sculptor was temporally forgotten. In 2005, during inventory, the statue was found and when the dust of ages was cleaned from the pedestal, the vague signature “Erzia” in Cyrillic appeared. Then the old-timers remembered a story of the Russian sculptor who had created “the Baptist” almost a hundred years ago. But the work was in very poor condition and needed urgent attention of restorers. The restoration of the statute was performed by Daniele Angelotto, a professor from France, at the expense of Erzia International Foundation. Thus, another Italian work by the Russian sculptor that was popular at the time, but subsequently half-forgotten, has been returned to the world. Upon restoration, the original work has been returned to the church, but not to its previous place (in the hovel above the gate). And now as before everyone can personally greet the saint but only after walking inside, to the right of the entrance…

There are the surprises that Italy gives us time to time, and though there is always God’s plan, as they say, we still believe that is was not without Erzia himself…