Go to english version

Батуми-Баку (1922-1925)

Прослушать запись аудиоэкскурсии №7

В 1921 г. известный в Европе и России скульптор Степан Дмитриевич Эрьзя приехал на Кавказ с целью создания творческих работ монументального плана.
После тяжелого голодного и холодного года, проведенного в Новороссийске и Геленджике, скульптор решил принять приглашение сестры своей ученицы Елены Мроз Марии, которая жила в Батуме и служила в местном театре балериной. Она писала, что с продуктами у них получше, да и политическая ситуация уже нормализовалась. В Закавказье утвердилась советская власть.
В Батуми путешественники отправились через Сухуми и Гагру. В окрестностях Гагры на базе местной мраморной каменоломни еще до революции существовала известная электрифицированная художественная мастерская принца Ольденбургского. Эрьзя ранее успешно работал с мрамором в Италии и на Урале, хорошо знал свойства местных пород. Поэтому его очень заинтересовал местный абхазский мрамор, ценный своим красивым теплым розоватым оттенком. В связи с этим в планы Эрьзи входит посещение мастерских графа Ольденбургского, и в перспективе – открытие там скульптурной академии. Эта идея уже давно предлагалась им на самом высоком уровне –  сначала в Москве, где ее поддержал сам А.В.Луначарский, далее – на Урале, куда он специально с этой целью был откомандирован Наркомпросом в 1918-1920 гг. Но в силу сложившихся непростых политических обстоятельств (революция, гражданская война, разруха, интриги художников «левого лагеря») открытия академии в уральских горах не сложилось. Позже Эрьзя переезжает на Кавказ, чтобы развивать монументальное скульптурное искусство в этом богатом минералами регионе.

Когда же Эрьзя приехал из Сухуми в Гагры, то оказалось, что в действительности мастерские представляют собой сараи, сам  же рудник находится в 40 верстах от города, и дорога туда вела самая неблагоприятная, да к тому же и тов. Лакоба, к которому у него в кармане лежало рекомендательное письмо от  (зампредсовнаркома Аджаристана) тов.Бахтадзе, в это время в Сухуми не оказалось.
Доехали до Батума. У Эрьзи в кармане лежало еще одно письмо – от Новороссийского губисполкома, и с ним скульптор решил обратиться в Совнарком Грузии. Там ему поручили изготовить временный памятник Ленину к грядущему 1 Мая. С жильем у Эрьзи в то время было неважно Они с Еленой ютились в коридоре мастерской знакомого художника Илюшина, своей же мастерской у Эрьзи в то время и вовсе не было. Но упрямого мордвина не испугали препятствия, умение преодолевать трудности всегда было  главной чертой его характера.
Он работает прямо на улице в саду у клуба и создает два памятника – первый из местного камня, а второй уже из мрамора, и 1 мая 1923 года первый в истории памятник Ленину в Батуме торжественно открыли. Но местному начальству, далекому от искусства, не понравился облик вождя, созданный Эрьзей, и его буквально выглаживают до состояния антихудожественности.
В Батуме Эрьзя получает еще несколько заказов от местного музея на создание бюстов Ленина, Маркса, местных революционеров Махарадзе и Церетели, а также – портретов  классиков грузинской литературы – Чавчавадзе и Шота Руставели. Все эти работы, выполненные в местном камне и дереве (орех), ныне можно увидеть в Аджарском художественном музее.

Летом 1923 года Эрьзе поступает предложение от Наркомпроса Азербайджана возглавить Высшую художественную школу Баку (в должности профессора) с возможностью создания крупных правительственных заказов. Власти обещают создать все условия для его благополучного переезда, проживания и работы в столице Азербайджана.
Осенью Эрьзя начинает работать в новой просторной мастерской во дворе Политехникума, куда к нему приходят первые ученики. Но на деле все оказалось не так радужно, как о том писалось в письмах чиновников. Оборудование мастерской затянулось почти на два года – вплоть до отъезда Эрьзи из Баку. Бытовые трудности, саботаж местных властей – все это не лучшим образом сказывалось на налаживании нового важного дела – организации первой в мусульманской республике школы скульптуры! До революции на азербайджанской земле не было ваятелей, изображающих человека. Эрьзя стал основателем пластической школы в новой республике, носителем европейских традиций. У него было 13 учеников, представителей разных национальностей. Так, Зивяр Маммедова стала первой женщиной-скульптором Азербайджана, а Айцемик Погосян (Урарту) – первой женщиной-скульптором Армении, ее работы с успехом экспонировались в Москве на выставке в ГИМе в 1926 году.
Но не только педагогическая деятельность стала важной темой творческой жизни Эрьзи в Баку. Он создает грандиозный государственный заказ – 11 фигур нефтянников для Дома профсоюзов горняков в центре Баку.

Первой скульптурой, которая предшествовала созданию серии фигур, стал «Тартальщик». Он сыграл важную роль в истории изобразительного искусства Азербайджана, и не только потому, что явил собой первое изображение рабочего – азербайджанца в скульптуре, но еще и потому, что стал свидетельством  рождения новой идеологии, ставящей в центр человека труда. И  торжественное открытие статуи показало этот широкий общественный резонанс. После ее открытия посмотреть на нее люди приезжали со всей республики, из самых отдаленных селений. Это было важное событие в жизни Азербайджана, созвучное веяниям новой эпохи, о нем писали все газеты закавказских республик, в том числе местная газета «Труд»: «Эта работа заслуженного скульптора, естественно, вызывает у рабочих большой интерес. У «Тартальщика» ежедневно можно наблюдать много любопытных, рассматривающих это новое произведение «русского Родена».
Первое время фигура тартальщика стояла на фасаде, но позже была перенесена внутрь — в центральную нишу в фойе здания. Сейчас статую тартальщика можно видеть в Национальном музее искусств Азербайджана в Баку.

Когда руководство Союза горняков увидело, какой популярностью пользуется тема нефтяников, Эрьзе тут же было предложено создать и другие скульптуры для установки на фасаде дома. Впервые в отечественном искусстве появилось изображение рабочих самой важной для азербайджанского пролетариата профессии. В этом скрывался секрет огромной популярности «нефтяников» Эрьзи у современников.
И сейчас в самом центре Баку на уютной зеленой улице Хагани на историческом фасаде здания, где ныне находится Союз композиторов, вы сможете увидеть легендарные скульптуры – символы истории, созданные пролетарским скульптором Степаном Эрьзей.
Три года, проведенные им в Азербайджане, были наполнены творчеством, активной работой, общением с молодыми талантами и интересными людьми. Так, нельзя не вспомнить встречи Эрьзи с поэтом Сергеем Есениным, с которым он познакомился и общался еще до революции в Москве и Петербурге.
В Азербайджане им довелось вместе провести время в общении друг с другом. Однажды Есенин и Эрьзя вдруг исчезли из города. Их искали три дня. Наконец они появились, полные восторга от путешествий по Апшерону, где знакомились с жизнью местных селений, черпали вдохновенье и искали натуру для будущих скульптур Эрьзи.

Немало историй вспоминали очевидцы  веселых собраний с участием Эрьзи и Есенина, в том числе и в мастерской скульптора. Как вспоминала Елена Мроз, Есенин часто заходил к Степану Дмитриевичу в мастерскую. Особенно вечерами. Иногда в руках у него была балалайка, под которую он любил исполнять частушки или шуточные песни. Но сколько его не просили прочитать стихи, он никогда не соглашался. А вот частушки лились из него бесконечно. Он приносил с собой безудержное веселье и заразительную радость.
Как-то Сергей Есенин уговорил Эрьзю отправиться с ним в редакцию газеты «Бакинский рабочий» получить причитавшийся ему за стихи гонорар. Главный редактор газеты П.И. Чагин, большой друг Есенина, отказал ему в этом, ссылаясь на отсутствие денег. Тогда Есенин и Эрьзя решили проучить своего приятеля. Они стали под окнами редакции, Есенин стал исполнять для прохожих частушки, а Эрьзя, сняв шляпу, изображал сбор подаяния. Перепуганный Чагин приказал немедленно привести их в редакцию и выдал Есенину его гонорар.
Время, проведенное ими вместе на гостеприимной земле Азербайджана, пролетело быстро. Летом 1925 года Есенин уезжает навсегда, обращаясь к любимым друзьям: «Прощай, Баку! Тебя я больше не увижу!…»  в декабре поэта не станет. Осенью покидает Баку и Эрьзя, чтобы вскоре отправиться в свое самое длительное и удивительное путешествие, наполненное новыми встречами и впечатлениями, о котором следует рассказать отдельно.

Batumi – Baku (1922-1925)

In 1921 Stepan Dmitrievich Erzia, the sculptor known in Europe and Russia, came to Caucasus with the aim of creating artworks of the monumental nature.
Having spent in Novorossiysk and Gelendzhik a hard cold and hungry year, the sculptor decided to accept an invitation from Maria, the sister of his student Elena Mroz, who lived in Batumi and was a ballerina at the local theater.  She wrote that food was more accessible in her city, and the political situation had already returned to normal. Soviet power had settled in Transcaucasia.
The travelers went to Batumi through Sokhumi and Gagra. In the vicinity of Gagra, on the basis of the local marble quarry, even before the Revolution, a famous electrified art workshop of the Prince of Oldenburg was functioning. Earlier Erzia used to work successfully with marble in Italy and the Urals and knew well the properties of local rocks. Thus he was very interested in local Abkhaz marble valuable for its beautiful warm pinkish tinge. In this connection Erzia planned to visit the Prince of Oldenburg’s workshops, and in the long term, to establish the sculpture academy therein. This idea has been already offered by him at the highest level – first in Moscow where it was supported by A.V. Lunacharsky, and further in the Urals where Erzia was sent specifically for that purpose by the People’s Commissariat of Education in 1918-1920s. But due to complicated political circumstances (the Revolution, the Civil War, devastation, intrigues of the leftist artists), the establishment of the academy in the Ural Mountains has failed. Later Erzia moves to Caucasus in order to develop monumental sculptural art in this mineral-rich region.

When Erzia came from Sokhumi to Gagra it turned out that in fact the workshops were just sheds, and the mine itself was 40 versts from the city with a very poor road leading thereto, and besides, Comrade Lakoba for whose attention he had the reference letter from Comrade Bakhtadze (deputy chairman of the Council of People’s Commissars of Adjaristan) was then absent at Sokhumi.
Erzia arrives in Batumi. He has one more letter – from the Novorossiysk Province Executive Committee and the sculptor intended to apply to the Council of People’s Commissars of Georgia. He was contracted by it to perform a temporary monument to Lenin for the coming May 1. At that time Erzia had a problem with accommodation. He and Elena huddled in the corridor of the workshop of his acquaintance artist Ilushin and had no own workshop. But the obstinate Мordvin was not afraid of any obstacles; the ability to overcome difficulties has always been the main feature of his personality.
He is working right in the street, in the club garden and creates two monuments – the first in local stone, and the second in marble, and on May 1, 1923, the first in the history monument to Lenin in Batumi was solemnly opened.  But the local authorities having nothing to do with art didn’t like the image of the leader created by Erzia, and it was literally smoothed down to an inartistic state.
In Batumi Erzia receives some more contracts from the local museum for the creation of the busts of Lenin, Marx, local revolutionaries Makharadze and Zereteli, as well as the portraits of classic Georgian authors Chavchavadze and Shota Rustaveli. All these works done of local stone and wood (hazel-wood) can be seen now in the Adjaria Art Museum.

In summer 1923 Erzia is offered by the People’s Commissariat of Education of Azerbaijan to lead the Baku Higher Art School (as a professor) being eligible to perform large governmental orders. The authorities promise to provide for his successful relocation, accommodation and work in the capital of Azerbaijan.
In the autumn Erzia starts to work in a new spacious workshop in the yard of the Polytechnic School where he meets his first students. But is fact it turned out to be not as rosy as was written in officials’ letters. Equipping the workshop lasted for as much as two years, till Erzia’s departure from Baku. Domestic difficulties, sabotage by local authorities – all this has adversely affected a new important beginning – the organization in a Muslim republic of the first school of sculpture! There were no sculptors modeling a man in the Azerbaijan before the Revolution. Erzia became the founder of a plastic school in the new republic and the bearer of European traditions. He had 13 apprentices, representatives  of different nationalities. Thus, Zviyar Mammedova became the first female sculptor of  Azerbaijan, and Aytsemik Pogosyan (Urartu) – the first female sculptor of Armenia, and her works were successfully showed in Moscow at the exhibition in the State Historical Museum in 1926.
But not only teaching activities were an important field in Erzia’s creative life in Baku. He performs a grand public contract – 11 figures of oilmen for the House of Trade Union of Miners in the centre of Baku.

The first sculpture preceding the creation of a series of figures was “the Desander”. It has played an important role in the history of visual art of Azerbaijan, and not only because it represented the first image of an Azeri worker in sculpture, but also because it evidenced the birth of a new ideology focusing at a man of labor. And the solemn opening of the statue has demonstrated this wide public resonance. Following the opening, people all over the republic including the most distant villages were coming to look at it. It was an important milestone in the life of Azerbaijan that was in tune with spirits of a new era; it was written about by all newspapers of Transcaucasian republics, including local newspaper “Trud”: “This work by the honored sculptor undoubtedly is of great interest to workers. There are a lot of curious people near “the Desander” examining this new work by “the Russian Rodin”.
Initially the figure of the desander stood on the facade, but later it was brought inside, in the central niche in the foyer of the building. Now you can see the statue of the desander in the National Museum of Art of Azerbaijan in Baku.

When the management of the Union of Miners realized how popular the theme of oilmen was they immediately offered Erzia to create other sculptures for the installation on the house facade. It was the first time in national art, when the image of workers of the most important profession for Azerbaijanian proletariat has appeared. This was the secret of the immense popularity of Erzia’s oilmen among his contemporaries.
And now in the center of Baku, on the cozy green Khagani Street, on the historical façade of the building in which the Union of Composers is situated now, you can see the legendary sculptures created by the proletarian sculptor Stepan Erzia, being the symbols of history.
Three years spent by him in Azerbaijan were filled with creativity, active work, communication with young talents and interesting people. So one cannot forget Erzia’s meeting with the poet Sergey Yesenin whom he had met and communicated with yet before to the Revolution in Moscow and Petersburg.
In Azerbaijan they had a chance to spend time in conversations. One day Yesenin and Erzia suddenly disappeared from the city. They were searched for three days. At last they returned delighted by their traveling around Apsheron where they got acquainted with life of local settlements, derived inspiration and searched for models for Erzia’s future sculptures.

A lot of stories can be told by witnesses of cheerful events with the participation of Erzia and Yesenin, including in the sculptor’s workshop. Elena Mroz recalled that Yesenin had frequently visited Stepan Dmitrievich in his workshop. Particularly, in the evenings. Sometimes he brought a balalaika with which he liked to sing ditties or funny songs. But no matter how much he was asked to read his poems he never consented. Whereas he could sing ditties endlessly. He always brought unrestrained fun and inspiring joy with him.
Once Sergey Yesenin persuaded Erzia to go with him to the editorial office of the newspaper “Baku Worker” for his fees due for his poems. Editor-in-chief P.I. Chagin, a great friend of Yesenin, refused to pay on the excuse that there was no money. But Yesenin and Erzia decided to teach a lesson to their friend. They came under the windows of the editorial office, Yesenin started singing ditties for passers-by, and Erzia having put off his hat was imitating a begging. Frightened, Chagin directed to bring them to the office immediately and paid fees to Yesenin.
The time they spent together in hospitable Azerbaijan passed quickly. In summer 1925 Yesenin moves away forever and he writes referring to his beloved friends: “Goodbye, Baku! I’ll never see you again!…” In December the poet will be gone. In the autumn Erzia also leaves Baku for his longest and the most amazing journey filled with new meetings and impressions which are the subject of another story.