Москва (1950-1959). Возвращение
Прослушать запись аудиоэкскурсии №9
В 1950 году Эрьзя возвращается в СССР. Вместе с ним прибывают его работы, созданные в Аргентине за 23-летний период – всего около 300 скульптур и богатейший архив скульптора.
Возвращение на родину и передача своих произведений советскому народу имело для С. Эрьзи первостепенное значение, в его аргентинской жизни были три мечты, которые обещало осуществить советское правительство – открытие музея его работ в Москве, издание книги и создание фильма о его жизни и творчестве.
Но скульптор, вернувшись на родину на деле оказался не готов к встрече с новой для него советской действительностью. Последние девять лет, проведенные Эрьзей в Москве, стали самыми трагичными в его жизни. Пожилой скульптор оказался обманутым и брошенным на произвол судьбы теми, кто совсем недавно обещал помочь ему обрести на родине все то, что по праву заслужил великий мастер, который, как он писал в письме Сталину, «всю свою жизнь трудился ради своего народа».
Лишь в 1954 году после смерти вождя смогла состояться персональная выставка Эрьзи в Москве. Она сразу стала центральным событием культурной жизни столицы, хотя советские зрители, воспитанные на ином искусстве, восприняли ее неоднозначно. Но уже через две недели по решению руководства Союза художников СССР она была досрочно закрыта. И тогда началось паломничество в его мастерскую на Соколе. Очевидцы вспоминают, как очередь желающих увидеть удивительное искусство стояла даже ночью!
Жизнь Эрьзи тесно связана с нашим городом, который он любил и который считал родным. В Москве Эрьзя учился, здесь впервые ощутил себя как художник, начав подписывать свои работы именем, взятым у своего народа – Эрьзя. Здесь он участвовал в революционных событиях, здесь встретил главную любовь своей жизни – ученицу, а впоследствии верную спутницу и жену Елену Мроз, отсюда он уезжал в свои дальние путешествия, сюда он всегда возвращался после долгих лет, проведенных на чужбине. В Москве состоялись все его персональные выставки на родине, в том числе – особо значимая выставка на Кузнецком мосту 1954 года, до сих пор живущая в памяти москвичей, которым посчастливилось увидеть произведения, выполненные в экзотическом дереве кебрачо, ставшие для них настоящим откровением. Отсюда скульптор отправился в Вечность. А прах «неудобного» скульптора, как впоследствии и все его удивительные работы, был сослан в провинциальную Мордовию, где и был создан музей Эрьзи.
В Москве Эрьзя прожил в общей сложности около четверти века, так долго он жил только в Аргентине. Парадоксально, но долгое время в нашем городе не было места, где можно было бы узнать об этом уникальном мастере. Москва в долгу перед великим скульптором, чьи жизнь и творчество прошли здесь в творческом общении с другими выдающимися мастерами отечественной скульптуры – Коненковым, Голубкиной, Кибальниковым, Вучетичем. Поэтому неслучайно, что именно здесь в Москве – любимом городе Эрьзи – и должно начаться возрожденье имени нашего соотечественника, покорившем Европу и Америку, последнего еще не открытого великого скульптора ХХ века.
В настоящее время в Москве сохранилось немало мест, связанных с разными событиями жизни и творческой биографии Эрьзи.
Так, на фасаде дома «на Соколе» (2-ая Песчаная улица, дом 3) ныне находится мемориальная доска, посвященная памяти пребывания великого мастера. Здесь были его последняя квартира и мастерская, здесь он провел свои последние годы, наполненные творчеством и воспоминаниями, встречами с друзьями и многочисленными поклонниками его искусства. Здесь он скончался холодным ноябрьским утром 1959 года.
На улице Тверской расположена квартира-музей друга и сподвижника Эрьзи скульптора С.Т. Коненкова, где не раз бывал в гостях С.Д. Эрьзя после своего возвращения. Там же мы можем видеть и Дом Сытина, где была редакция газеты «Русское слово», с которой в 1905 г. сотрудничал внештатный фотокорреспондент Степан Нефёдов. Там же находится и знаменитое здание Моссовета (бывший дом московского генерал-губернатора Вл. кн. Сергея Александровича), где студент московского училища Нефёдов писал портрет Великой княгини Елизаветы Федоровны, а совсем неподалеку и здание Музея современной истории (бывший Музей революции, куда Эрьзя из Франции в 1926 году послал свои лучшие работы – «Последнюю ночь осужденного перед казнью» и «Расстрел»).
Ну и, конечно, знаменитое здание Государственного Исторического музея, где в 1926 году состоялась 1-ая Первая выставка русской скульптуры, в которой приняли активное участие и член ОРСа, «красный скульптор», приехавший из Баку, С. Эрьзя и его ученица Айцемик Урарту (Пагосян).
К мемориальным местам Эрьзи в Москве относится исторический фасад бывшего Строгановского училища, где в 1901 г. на подготовительных курсах занимался С.Д. Нефёдов (Эрьзя), только что прибывший в Москву. Ныне там – на Рождественке, 11 находится Московский архитектурный институт.
А совсем рядом – на углу Петровки и Кузнецкого моста в бывшем доме Хомякова – на верхнем этаже располагалось модное фотоателье Бродовского, где с 1901 по 1905 гг. жил и подрабатывал фоторетушером Степан Нефёдов.
И еще одно важное для нас место на Кузнецком мосту Выставочный зал МОСХа, где с 3 июня 1954 года проходила персональная выставка С.Д. Эрьзи, ставшая важным событием культурной жизни столицы эпохи «оттепели».
Если немного прогуляться с Кузнецкого до Петровки, то можно посетить знаменитый Петровский монастырь, где после возращения в Москву в снятом полуподвале Эрьзя оборудовал себе мастерскую (1915-1916 гг.). Здесь он создал произведения, которые впоследствии участвовали в престижных московских выставках. Здесь скульптор занимался со своими учениками, среди которых была и юная геленджичанка Елена Мроз, с которой Эрьзю связали долгие годы любви, творчества и совместных скитаний.
На Мясницкой, 21 в бывшем Доме Юшкова находилось Московское училище живописи, ваяние и зодчества (80-е гг.18 в., арх. В. Баженов), где в 1902-1907 гг. сначала на отделении живописи, а потом в мастерской скульптора С.М. Волнухина учился С. Нефёдов.
Там же, на Мясницкой, 24, неоднократно бывал Эрьзя, навещая своих друзей – художника Александр Александрович Осьмеркина и его жену, которые поддерживали С. Эрьзю в трудные для него годы.
В Хамовниках есть известный Дом-музей Л.Н. Толстого, который, как оказалось, также связан с именем Эрьзи.
Осенью 1902 года скульптурные классы в училище вместе Нефёдовым посещала сноха графа Татьяна Николаевна Толстая. Она представила Степана дочери Толстого Татьяне Львовне, тоже окончившей их училище. Они подружились и однажды, когда он навещал заболевшую Татьяну, та сказала, что из Крыма в Ясную Поляну проездом через Москву приехал сам граф Лев Николаевич. Степан попросил познакомить его с писателем. Встреча произошла в том самом доме в Хамовниках. Толстой выглядел больным, усталым, зашел в комнату снохи, увидел там Степана Нефёдова. Принесли чай, граф сказал, что в юности сам увлекался скульптурой и даже брал уроки. Нефёдов попросил его попозировать ему в глине, Толстой 15 минут сидел в позе. Спросил молодого скульптора, что он любит в искусстве? И дал совет: « в искусстве надо очень внимательно ко всему подходить. Сто раз проверять. Своей работой не обольщаться, не ставить ее выше других. Сначала надо проверить, сравнить свою работу с работой другого. Быть самокритичным. Даже если работа хорошо выходит, не успокаиваться. Надо жить в труде, в борьбе, в вечной тревоге. Не беда, если ошибаешься, бросаешь и снова начинаешь, чего-то лишаешься. Все найдешь, если будешь бороться…» Как вспоминал позже Эрьзя, его поразило несоответствие мягкого, приятного голоса писателя и его холодного, острого, насквозь пронизывающего взгляда.
Неподалеку на Крымской набережной в парке скульптуры «Музеон» можно увидеть памятник С.Д. Эрьзе, созданный Народным художником России Д.Н. Тугариновым. Судьба памятника в Москве оказалась не менее драматичной, нежели судьба самого скульптора.
И, будучи в Москве, обязательно посетите недавно открытый в центре на улице Автозаводской,1 «Эрьзя-центр», который является современным информационно-культурным кластером, штаб-квартирой Международного фонда искусств им. С.Д. Эрьзи, где можно не только узнать много нового о скульпторе и его жизни, но и увидеть его ранее неизвестные и спасенные сотрудниками фонда произведения из частных и музейных коллекций России, Европы и Америки, но и познакомиться с архивами, изданиями, посмотреть фильмы, посвященные великому скульптору.
Moscow (1950-1959). Return
Listen to a recording of the audio tour No. 9
In 1950 Erzia returns to the USSR. Together with him his works arrive that had been created for the period of 23 years – there are in total about 300 sculptures, as well as extensive archives of the sculptor.
His return to the motherland and the transfer of his works to the Soviet people was of great significance for S. Erzia; during his Argentine life he had three dreams which the Soviet government had promised to fulfill – the establishment of a museum of his works in Moscow, the publication of a book and shooting a film about his life and creative work.
But having returned to the motherland, the sculptor was not ready to encounter the new Soviet reality. The last nine years Erzia spent in Moscow were the most tragic in his life. The elderly sculptor was deceived and left to his fate by those who quite recently had promised him to help getting at home all that had been rightfully earned by the great master, who “for all of this life had been working for the benefit of his people”, as he wrote in his letter to Stalin.
It was only in 1954, after the leader’s death, when Erzia’s personal exhibition could be held in Moscow. It has at once become the central event of cultural life of the capital, though the Soviet audience brought up on other art reacted ambiguously. But as early as two weeks later, by the decision of the management of the Union of Artists of the USSR, the exhibition was prematurely closed. But then the pilgrimage to his workshop located on Sokol started. The witnesses recall that even at night there was a queue of those wishing to look at amazing art!
In the last years of his life, Stepan Erzia lived and worked in this workshop at 2, Peschanaya Street, near Sokol metro station, where he died on November 24, 1959, at the age of 83.
Erzia’s life is closely linked to our city which he loved and considered his home. In Moscow Erzia studied, here he for the first time identified himself as an artist, having started to sign his artworks by the name taken from his nation – Erzia. Here he participated in the revolutionary events, here he met the main love of his life – a student who had subsequently become his faithful partner and wife, Elena Mroz, from here he went on his long journeys, here he returned after many years spent in foreign lands. In Moscow all his personal exhibitions at home were held, including a very important exhibition on Kuznetsky Most in 1954 which is still remembered by those Moscovites who were lucky to see the artworks made in exotic quebracho wood that had become a real revelation for them. And from here the sculptor traveled to eternity. And the ashes of the “uneasy” sculptor and later all his amazing works were sent to provincial Mordovia where Erzia Museum was eventually founded.
In Moscow Erzia has lived for about a quarter century in total; so long he lived only in Argentina. Paradoxically, but for a long time there was no place in our city where you could get information about this unique master. Moscow is indebted to the great sculptor, who lived and worked here in creative communication with other outstanding masters of national sculpture, such as Konenkov, Golubkina, Kibalnikov,Vuchetich. Thus, it is no coincidence that it is here, in Moscow, Erzia’s beloved city, the renaissance of our countryman, who had conquered Europe and America, the last still undiscovered great sculptor of XX century, should start.
Nowadays there are still a lot of places in Moscow connected with various events of Erzia’s life and creative biography.
Thus, now there is a memorial plaque in honor of the great master’s stay on the facade of the house “on Sokol” (3, 2nd Peschanaya Street). Here he had his last flat and workshop, and spent his last years filled with creativity and recollections, meetings with friends and numerous admirers of his art. Here he died in a cold November morning of 1959.
On Tverskaya Street the apartment-museum of Erzia’s friend and associate, sculptor S.T. Konenkov, is situated, where S.D. Erzia came over many times after his return. At the same place we can also see the Sytin House where the editorial office of the newspaper “Russian Word” was situated, in which Stepan Nefedov worked as a freelance photojournalist in 1905. At the same place the famous building of Mossovet (the former house of the Grand Prince Sergey Vladimirovich, Moscow Governor-General) is also located, where Nefedov, a student of the Moscow School, was writing the portrait of the Grand Princess Elizabeth Feodorovna, and besides, not far from it, there is the building of the Museum of Contemporary History (the former Museum of Revolution, where Erzia sent his best works from France in 1926 – “The Condemned Person’s last Night Before Execution” and “The Execution by Firing Squad”).
And surely, the famous building of the State Historical Museum where in 1926 the First Exhibition of Russian Sculpture took place, active participants of which were S. Erzia, a member of ORS, “the red sculptor”, who came from Baku, and his student Aitsemik Urartu (Pagosyan).
Erzia’s memorial places in Moscow include the historical facade of the former Stroganov School, in which in 1901 S.D. Nefedov (Erzia), who had just arrived in Moscow, attended the preparatory courses. Now the Moscow Architectural Institute is located there, at 11, Rozhdestvenka Street.
And very close to it, at the corner of Petrovka and Kuznetsky Most, in the former Khomyakov House, on the upper floor, the fashionable photo studio of Brodovsky was located, where Stepan Nefedov lived and moonlighted as a photo retoucher from 1901 to 1905.
Another place of great importance for us, located on Kuznetsky Most is the Show Room of the Moscow Union of Artists, where from June 3, 1954 S.D. Erzia’s personal exhibition was held, which had become an important event in cultural life of the capital in “the era of thaw”.
If we take a little walk from Kuznetsky to Petrovka we can visit the famous Petrovsky Monastery, where Erzia after his return to Moscow equipped a workshop in a rented semi-basement (1915-1916). Here he created the artworks that later participated in prestigious Moscow exhibitions. Here the sculptor taught his students including a young girl from Gelendzhik Elena Mroz with whom Erzia would have been connected by long years of love, creativity and wandering together.
At 21, Myasnitskaya, in the former Yushkov House the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (80s XVIII century, arch. V. Bazhenov) was located, where in 1902-1907 S. Nefedov studied initially at the painting department, and later – at the workshop of sculptor S.M. Volnukhin.
In that place at 24, Myasnitskaya, Erzia came many times to visit his friends – artist Alexandr Alexandrovich Osmerkin and his wife who provided support to Erzia in difficult years.
In Khamovniki the famous house-museum of L.N. Tolstoy is located, which as it turned out is also connected with the name of Erzia.
In the autumn 1902 count Tolstoy’s daughter-in-law Tatyana Nikolaevna Tolstaya studied in the sculpture classes at the School together with Nefedov. She introduced Stepan to Tolstoy’s daughter Tatyana Lvovna who had also graduated from their School. They made friends and one day, when he visited sick Tatyana, she said that count Lev Nikolaevich himself had come from Crimea to Moscow on his way to Yasnaya Polyana. Stepan asked to introduce him to the writer. The meeting took place in the very house in Khamovniki. Tolstoy looked sick, tired; he came into his daughter-in-law’s room, saw Stepan Nefedov therein. They were given some tea, the count said that he had also been interested in sculpture when he was young and even had taken lessons. Nefedov asked him to pose for a clay sculpture. Tolstoy was sitting in a pose for 15 minutes. He asked the young sculptor, what he loved in art. And gave advice: “Art needs a very thoughtful approach in every aspect. Everything must be checked over a hundred times. You should not flatter yourself about your work or put it above others. First you should check and compare it to a work by another person. You should be self-critical. Even if you succeed in your work you should not rest. You should live in work, struggle, constant anxiety. It doesn’t matter if you make mistakes, give up and start again or lose something. You only will find, if you fight…” As Erzia recalled later he had been struck by a contrast between the writer’s soft, pleasant voice and his cold, sharp, penetrating eyes.
Not far from Krymskaya Embankment, in the park of sculptures “Museon”, you can see a monument to S.D. Erzia created by the people’s artist of Russia D.N. Tugarinov. The monument’s fate in Moscow was no less dramatic than the fate of the sculptor.
And If you are in Moscow it is worth to visit Erzia-Center which was recently opened at 1, Avtozavodskaya, that is a modern information and culture cluster, the headquarters of Erzia International Art Foundation, where you can not only learn a lot about the sculptor and his life, but also see his previously unknown and saved by the foundation stuff artworks from private and museum collections of Russia, Europe and America, and also view archives and publications, watch films about the great sculptor.