Go to english version

О Международном фонде искусств имени С.Д. Эрьзи

Вклад скульптора Степана Эрьзи, которого современники называли «Русским Роденом», в мировую художественную культуру ХХ в. несомненен, но, к сожалению, он еще не получил достойной мировой оценки. Имя Эрьзи, которое по праву должно стоять рядом с именами Родена, Майоля, Бранкузи и Мештровича, ныне ждет своего продвижения в мировом масштабе. Для этого необходима реализация масштабных международных проектов, ориентированных на актуализацию и пропаганду его творчества в современном мире.  
С этой целью в 2007 г. В Москве земляками скульптора был основан Международный фонд искусств им. Степана Эрьзи, в чьи задачи входит поиск, спасение, изучение и популяризация мирового творческого наследия скульптора.

Фонд выступает в качестве координационного, консультационного и информационного центра, обеспечивает менеджмент и юридическое сопровождение международных культурных проектов, контактирует с зарубежными партнерами, ведет активную пропаганду культурного наследия Эрьзи в России и за рубежом.
В программу фонда входит формирование коммуникационной среды для изучения творчества мастера, поиск, спасение и изучение  его малоизвестных работ, переводы и публикация зарубежных архивов скульптора, а также проведение международных научных конференций, фестивалей и выставок в России, Европе и Америке.

Филиалы фонда уже работают в Аргентине и Италии, их сотрудники собрали ценные факты о жизни и творчестве великого скульптора. Изданы несколько альбомов о творчестве Степана Эрьзи, в том числе на русском и испанском языках. В них вошли документальная повесть советского дипломата Ю.Н.Папорова (1927—2010), лично знавшего Эрьзю в Аргентине, а также обширный архивный материал из российских и южноамериканских музеев, содержащий неизвестные ранее страницы биографии Эрьзи, мемуары близких скульптору людей, ценнейшие фотографии, опубликованные впервые.

В 2011 г. в рамках нового российско-итальянского проекта фонда, посвященного каррарскому периоду жизни мастера, было издана  книга об Эрьзе на итальянском языке, проведены ее презентации в Италии и Москве.  В Италии фонд активно работает с самого начала своего существования. Вместе с итальянскими партнерами удалось осуществить важный русско-итальянский проект «Спасение статуи Иоанна Крестителя, созданной русским скульптором Степаном Эрьзей в 1914 году для итальянской церкви в Феццано» В результате была реализована целая программа мероприятий, среди них – реставрация и копирование оригинала статуи, презентация копии в соборе Сан-Лоренцо в Генуе, Карраре, Нерви, Москве, Геленджике, Новороссийске, Екатеринбурге. А также принесение в дар копии статуи Пророка Церковно-археологическому кабинету (музею) Троице-Сергиевой лавры.

Но не менее ста произведений Эрьзи все еще находятся за рубежом, местонахождение и судьба многих его скульптур неизвестны, как до сих пор остаются неизвестными и многие страницы жизни русского мастера. Наиболее перспективным направлением работы фонда являются Италия, Франция, Грузия, Азербайджан, страны Южной Америки, особенно Аргентина и Уругвай. В связи с этим с 2008 года его сотрудники приступили к осуществлению долгосрочного российско-южноамериканского проекта «El escultor ruso Erzia y la América Latina. El regreso del maestro» (Argentina — Paraguay — Uruguay, 2009—2018).

Известно, что несколько самых лучших работ Эрьзи находятся в музеях Буэнос-Айреса и Тандила, но, к сожалению, они редко экспонируются. Поэтому фонд считает важной задачей добиться того, чтобы скульптуры выдающегося русского мастера были включены в состав постоянно действующих экспозиций, заняв, таким образом, достойное место в истории скульптуры Аргентины ХХ в.

Так, была буквально спасена от неминуемой гибели  мраморная скульптура С.Эрьзи «Reposo» («Отдых», 1919), на протяжении шести десятилетий находящаяся  на оживленной магистрали аргентинской столицы Боедо.
Скульптура  созданная в 1919 году в период уральской командировки была особенно дорога автору. Эрьзя возил эту работу с собой по всему миру, выставлял на самых важных выставках, в том числе – в Париже, и лишь в 1944 году решился продать ее муниципалитету Буэнос Айреса. Статуя была установлена сначала на площади Бартоломео Митре в центре столицы, где простояла до 1980-х.

Во время политических волнений в Аргентине “Отдых” пострадал от рук вандалов, статуя была демонтирована и перемещена в другое место – в исторический район на авениду Боедо и выставлена в составе коллекции музея под открытым небом, которая находится в ведомстве Общества исторических и культурных памятников района Боедо.
Шло время, агрессивная внешняя среда одной из крупнейших проспектов Буэнос Айреса, перепады температуры и влажности быстро привели скульптуру в ужасающее состояние.

В 2009-2010 годах сотрудники Международного фонда искусств им.Эрьзи совместно с аргентинскими коллегами демонтировали скульптуру и выполнили работы по чистке и консервации произведения. А затем сняли форму и изготовили слепок для дальнейшей демонстрации в России. Остро стоял вопрос о новом месте для «Отдыха» – три ведущих музея Буэнос Айреса боролись за честь иметь в своих коллекциях произведение русского скульптора! Но владельцы остались непреклонными и потребовали вернуть отреставрированный оригинал.
8 ноября 2016 года в день 140-летия Степана Эрьзи скульптура вернулась на авениду Боедо, но уже под заботливо изготовленный Посольством России стеклянный пуленепробиваемый колпак.

В период с 2010 по 2018 гг. фонд провел более 10 презентаций вышеупомянутого проекта в Южной Америке, принял участие в Международной биеннале скульптуры в аргентинском городе Ресистенция  (провинция Чако). В программу «Вечеров Эрьзи» вошли презентации новой книги о скульпторе, изданной на испанском языке. В нее, кроме документальной повести Ю.Папорова, включены статьи компетентных специалистов из Аргентины и Уругвая о русском скульпторе и его современниках.

Презентации проекта проходили в музеях и обществах соотечественников в аргентинских городах Буэнос-Айрес, Тандил, Ресистенция, посольствах России в Буэнос-Айресе и Асунсьоне (Парагвай), доме-музее поэта Орасио Кироги в Сальто (Уругвай). Демонстрировался документальный фильм о скульпторе с субтитрами на испанском языке, а также короткометражные фильмы, снятые в ходе поисковой работы сотрудников фонда в Аргентине и России. В уругвайской и аргентинской прессе были опубликованы статьи об Эрьзе и проектах фонда. В многомиллионный эфир вышло несколько радиопередач о скульпторе на русском и испанском языках. Вся информация о мероприятиях проекта была размещена на сайте фонда, а также на официальных сайтах  вышеупомянутых посольств и сайте Россотрудничества.

Для того, чтобы малоизвестные ранее произведения Эрьзи, находящиеся в зарубежных коллекциях, стали доступны и российским знатокам его искусства, фонд, помимо реставрации оригиналов, работает над созданием их слепков для дальнейшего экспонирования в России и других странах. В настоящее время фонд имеет уникальный опыт работы по спасению и возвращению в обиход гибнущих или мало известных скульптур Эрьзи. Не имея аналогов в мире, Фонд ищет ранее неизвестные работы скульптора, находящиеся в частных и музейных коллекциях, мало доступных исследователям и любителям творчества Эрьзи. К ним относятся музеи и коллекционеры в странах Южной Америки и Европы, частные собрания в России.

За годы своего существования фонд стал обладателем собственной коллекции слепков ранее неизвестных или считавшихся утерянными произведений. Коллекция насчитывающая более двадцати экземпляров, уже давно активно показывается в России и Европе. С недавнего времени ее можно увидеть в Москве в недавно открытом «Эрьзя-центре» на улице Автозаводской, 1.
Специалисты фонда, имеющие опыт многолетней работы и владеющие уникальными технологиями восстановления субтропического дерева кебрачо, дают научные консультации, а также проводят  экспертизы, в том числе для  аукционных домов «Кристис» и «Сотбис».

Долгую и интересную жизнь русского скульптора Эрьзи, полную радости и проблем, можно по праву считать одной из самых ярких страниц истории славянской диаспоры в Европе и особенно- Южной Америки первой половины ХХ в. Его имя, не одно десятилетие вызывавшее уважительное отношение и восхищение в Аргентине, должно всегда оставаться для нас, земляков великого  Эрьзи, образцом  стойкости, любви и преданности служению  своему Отечеству в далеком зарубежье.

About Erzia International Art Foundation

A contribution made by Stepan Erzia, who was called by his contemporaries “a Russian Rodin”, to the world art culture of XX century is undeniable, but unfortunately it has not been duly appreciated on the worldwide scale yet. The name of Erzia, which should stand side by side with those of Rodin, Maillol, Brancusi and Mestrovic, is still waiting for its worldwide promotion. In order to achieve this, large-scale international projects focused on the mainstreaming and propaganda of his creative work in contemporary world should be implemented.
For that purpose in 2007 in Moscow the sculptor’s countrymen founded Stepan Erzia International Art Foundation which has the tasks of the search for, salvation, examination and popularization of the sculptor’s creative heritage.

The Foundation acts as a coordination, consultation and information centre, provides for management and legal support of international cultural projects, liaises with foreign partners, and actively promotes Erzia’s cultural heritage in Russia and abroad.
The Foundation’s agenda includes forming the communication environment for the purpose of exploring the master’s creative work, the salvation and exploration of his lesser known works, the translation and release of the sculptor’s foreign archives, as well as holding international scientific conferences, festivals and exhibitions in Russia, Europe and America.

The Foundation branches are already functioning in Argentina and Italy, their staff has collected valuable facts about the great sculptor’s life and creative work. Several albums about Stepan Erzia’s creative work were released, including in Russian and Spanish. They include a documentary story by Yu.N. Paporov (1927—2010), a Soviet diplomat, who personally knew Erzia in Argentina, as well as extensive archival material from Russian and Latin American museums, containing previously unknown pages of Erzia’s biography, memoirs of the sculptor’s close people, the most valuable photographs, released for the first time.

In 2011, as part of a new Russian-Italian project of the Foundation dedicated to the Carrara period of the master’s life, a book about Erzia in Italian was published, and the presentations thereof were held in Italy and Moscow. In Italy the Foundation has been actively functioning since its establishment. In cooperation with Italian partners, an important Russian-Italian project “The Salvation of John the Baptist’s Statue created by Russian sculptor Stepan Erzia in 1914 for an Italian church in Fezzano” has been implemented. As a result a program of activities was fulfilled including the restoration and duplication of the original statue, the presentation of the copy at the Cathedral of San-Lorenzo in Genoa,  Carrara, Nervi, Moscow, Gelendzhik, Novorossiysk, Yekaterinburg, as well as donating the copy of the statue of the Prophet to the Church and Archeological Office (Museum) of the Trinity Sergius Lavra.

However, above one hundred works by Erzia are still abroad, the location and fate of many of them are unknown, and many pages of the Russian master’s life are also still unknown. The most promising areas of the foundation activities are Italy, France, Georgia, Azerbaijan, Latin American countries, in particular Argentina and Uruguay. In this connection, since 2008, its stuff has been implementing the long-term Russian-South American project «El escultor ruso Erzia y la América Latina. El regreso del maestro» (Argentina — Paraguay — Uruguay, 2009—2018).

It is known that a number of Erzia’s best works are in museums of Buenos Aires and Tandil, but unfortunately they are rarely exhibited. Thus, the Foundation considers a top priority the inclusion of the sculptures of the Russian master in permanent exhibitions so that they should take their rightful place in the history of sculpture of Argentina of XX century.

So, a marble sculpture by S, Erzia, named ”Reposa” (“the Rest”, 1919) was literally rescued from imminent destruction, which sculpture had been standing on a busy highway of the Argentine capital Boedo for sixty years.
The sculpture created in 1919, during the period of the Urals secondment, was particularly dear for the author. Erzia took it around the world, showed at the most significant exhibitions, including in Paris, and only in 1944 he decided to sell it to the municipality of Buenos Aires. The statue was initially installed on Bartolomé Mitre Squiare in the center of the capital where it stood till 1980s.

During political turmoil in Argentina, “the Rest” was damaged by vandals; the statue was dismantled and moved to another place – to a historical district, Avenida Boedo, and was exhibited as part of the collection of the open-air museum being under the responsibility of the Society of Historical and Cultural Monuments of the Boedo District.
The time passed by, and aggressive environment of one of the biggest avenues of Buenos Aires, and rapid changes in temperature and humidity have quickly brought the sculpture to a terrible condition.

In 2009-2010 the staff of Erzia International Art Foundation together with their Argentine colleagues dismantled the sculpture and provided for the cleaning and conservation of the artwork. And thereafter they took a cast for its subsequent demonstration in Russia. There was much concern about a new place for “the Rest” – three leading museums of Buenos Aires have been fighting for the honor to have in their collections the artwork by the Russian sculptor! But the owners remained adamant and demanded to return the restored original.
On November 8, 2016, the date of the 140th anniversary of the Stepan Erzia’s birth, the sculpture was returned to Avenida Boedo, but now covered by a glass bullet-proof case carefully manufactured by the Embassy of Russia.

During the period from 2010 to 2018, the Foundation held more than 10 presentations of the above project in South America, participated in the International Biennale of Sculpture in the Argentine town Resistencia (Chaco Province). The agenda of “Erzia’s Evenings” included the presentations of a new book about the sculptor published in Spanish. In addition to the documentary story by Yu. Paporov, it included articles by competent specialists from Argentina and Uruguay about the Russian sculptor and his contemporaries.

The project presentations were held in museums and compatriot societies in the Argentine cities Buenos Aires, Tandil, Resistencia, the embassies of Russia in Buenos Aires and Asuncion (Paraguay), the house-museum of poet Horacio Quiroga in Salto (Uruguay). Those present were shown a documentary film about the sculptor with Spanish subtitles, as well as short films shot in the course of the Foundation staff’ searching activities in Argentina and Russia. The Uruguayan and Argentine press published articles about Erzia and the Foundation’s projects. Several radio programs in Russian and Spanish were broadcasted for millions-wide audience. All information about the project activities was posted in the Foundation’s web-site, and official web-sites of the above embassies and Rossotrudnichestvo.

In order to make accessible for Russian experts of Erzia’s art the lesser known works by Erzia kept in foreign collections, the Foundation, in addition to the restoration of originals, is working to create casts for their subsequent exhibiting in Russia and other countries. At present the Foundation has a unique experience in rescuing and returning to life the perishing or lesser known sculptures by Erzia. Having no analogues in the world, the Foundation is searching for the previously unknown works of the sculptor kept in private and museum collections, which are not accessible for researchers and admirers of Erzia’s creative work. They include museums and collectors in the countries of South America and Europe, private collections in Russia.

During the years of its existence, the Foundation has created its own collection of casts of works which were previously unknown or deemed lost. The collection of above twenty items has been actively exhibited for a long lime in Russia and Europe. Since recently you can see it in Moscow, in the recently opened Erzia-Centre at 1, Avtozavodskaya.
The specialists of the Foundation having a long-term experience and owning the unique technologies of restoring subtropical quebracho tree, provide scientific advice and carry out examinations including for the auction houses Christie’s and Sotheby’s.

The long and interesting life of the Russian sculptor Erzia full of joy and challenges can be rightfully considered one of the brightest pages of the Slavic Diaspora history in Europe and particularly in South America in the first half of XX century. His name, which has been respected and admired in Argentine  for decades, should always stay for us, the countrymen of great Erzia, the symbol of perseverance, love and devotion to serve his Fatherland while living in remote lands.