Об Эрьзе
“Русский Роден” или «русский Микеланджело» — именно так европейские критики в начале прошлого века называли скульптора Эрьзю (1876-1959).
Степан Дмитриевич Нефёдов (Эрьзя) родился 27 октября (8 ноября н.с.) 1876 года в деревне Баево Алатырского уезда Симбирской губернии в семье крестьянина. Обучался ремеслу скульптора в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в мастерской С.Волнухина.
Весной 1907 года Эрьзя приезжает в Италию. Он живет и работает на вилле Даниэле Тинелли в Лаго Маджоре, а позже в Милане, бывает в Риме, Венеции, Флоренции. В 1909 году в Венеции молодой скульптор дебютирует на Международной художественной выставке, которая приносит ему первый настоящий успех.
С конца 1909 года по 1913 гг. Эрьзя живет и работает в Ницце, Париже и его предместье Со (Seaux), активно участвует в престижных выставка во Франции и Германии, Римской международной выставке 1911 года, путешествует по Европе, бывает в Швейцарии, Лондоне. С конца 1913 возвращается в Италию, живет в Леванто и Карраре, где успешно работает с мрамором.
Дар монументалиста, обозначенный в итальянский период творчества Эрьзи, ярко раскрылся в революционные годы на Урале и позднее – на Кавказе, где скульптор провел несколько чрезвычайно плодотворных лет своей жизни (1918-1925). Он сумел вписать собственную интересную главу в ленинский план монументальной пропаганды.
Творческий метод молодого скульптора, столь успешно разработанный им в Европе и России, основанный на яркой индивидуальности, мастерстве и удивительной работоспособности, в последующий период получил расцвет в Аргентине (1927-1950).
За двадцать три года пребывания в этой удивительной стране скульптор создал работы, многие из которых должны по праву войти в сокровищницу мирового искусства XX века. Каждый год С.Эрьзи участвовал в выставках в Аргентине, часто организуя и персональные экспозиции. Многие произведения, созданные в аргентинский период, можно по праву внести в историю мировой пластики ХХ века. Творчество русского скульптора всегда было в центре внимания журналистов и художников, вызывая неизменный интерес и восхищения многочисленных поклонников. Смелые эксперименты с деревом, поездки в сельву, грандиозные монументальные замыслы, жизнь художника-отшельника, дружба с великими современниками – все это страницы долгой удивительной жизни русского скульптора в Южной Америке.
Степан Эрьзя вернулся в Советский Союз в 1950 году. Он сумел сохранить и привезти на родную землю свои произведения — плод многолетней напряженной работы, порой невыносимо тяжелой, но всегда радостной.
Скульптор умер в 1959 году в Москве в своей мастерской на Соколе, его похоронили в Мордовии, навеки соединив его прах с родной землей.
Эрьзю называли и “чародеем волжских берегов”, и “создателем красоты”, и “творцом возвышенных образов”. Его искусство высоко ценили за тонкий сплав мысли и чувства. Самобытный яркий талант, уникальная техника и эмоционально-чувственное изображение натуры Степана Эрьзи снискали признание не только в России, но и далеко за ее пределами.
География его жизненного пути пролегает от крошечного села Баево (Мордовия) через Казань, Москву, Новороссийск, Геленджик, Батуми, Баку, Екатеринбург к столицам мирового искусства – Венеции, Милану, Риму, Ницце, Парижу, Мюнхену, Буэнос-Айресу…
Вклад С.Д.Эрьзи в мировую художественную культуру ХХ века признан специалистами, но, к сожалению, он еще не получил достойной оценки, до сих пор не определено место мастера в современном российском искусстве.
На родине скульптора – в городе Саранске находится его могила, есть музей его имени с самой полной коллекцией его работ, на малой родине (в селе Баево) работает дом-музей, в 13 городах России улицам и бульварам присвоено имя Эрьзи, уже разработано несколько туристических маршрутов по местам, связанным с его жизнью и творчеством.
Однако значительной части аудитории нашей страны его имя все еще пока мало известно, хотя по заслугам оно уже давно должно стоять в одном ряду с именами его современников – великих российских художников.
Реализуя новый проект #ПоездЭрьзи» с тематическими вагонами, курсирующими по городам России, Международный фонд С.Д.Эрьзи решает важную задачу открытия для многих наших соотечественников имя уникального российского скульптора, побуждая узнать о нем больше, воочию познакомившись с его удивительным творчеством.